среда, 19 мая 2010 г.

Пути формирования коммуникативной компетенции

Над данной темой работаю второй год. в начале года был составлен план работы, согласно которому осуществлялась деятельность по данному направлению.
В основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. Подход основан на положении П.Я. Гальперина о том, что всамостоятельной творческой деятельности каждого ученика надо идти от внешних практических материальных действий к действиям внутренним, теоретическим, идеальным. Т. е. обучение предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность под руководством учителя, а затем - самостоятельную. Речь идет о «зоне ближайшего развития», которую необходимо учитывать при формировании коммуникативной компетенции.
Чтобы формирование коммуникативной компетенции было результативным, более успешным, чтобы создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика, необходимо знать учебные возможности обучающихся данного возраста. С этой целью была проведена диагностика учебной деятельности учащихся 5-7 классов по методике доктора педагогических наук И. Н. Чередова.
Необходимым условием эффективности
диагностической работы явилось создание условий, вызывающих положительные эмоции. При определении учебных возможностей учащихся учитывались два параметра: обучаемость и учебная работоспособность. Одним из критериев определения уровня обученности являются оценки в журналах. Уровень сформированное интеллектуальных умений определяем в процессе познавательной деятельности путем наблюдения. Определив уровни сформированности данных качеств, устанавливаю общий уровень обучаемости каждого ученика. Уровень учебной работоспособности определяю путем наблюдения за физической работоспособность учащихся, сформированностью положительного отношения к учению. Определив уровни сформированности данных качеств, устанавливаю учебные возможности каждого. Высокий уровень обучения составил - 33%, средний -67%. Определяю направление работы, подбирая методики, направленные на развитие интеллектуально-познавательной среды: методика формирования осознанности управления вниманием при работе с вербальным текстом (система смысловых приемов работы с текстами Л. Бельковец, методика запоминания материала в заданной последовательности К. К. Мальцевой по составлению опор, система упражнений развивающих механизмы речи.
Коммуникативная компетенция определяется, как творческая способность обучающегося пользоваться инвентарем языковых средств, который складывается из знаний и готовности к их адекватному использованию. Коммуникативные компетенции отслеживаются на уроках русскогоязыка, литературы.

Авторы программы "Школа-2100" предлагают технологию проблемного обучения, которая
позволяет заменить урок объяснения нового
материала уроком открытия знаний: учащиеся сами формулируют цели урока, определяют проблему, и мы вместе ищем пути решения проблемы. Особый подход к развитию связной устной и письменной речи в данной программе состоит в том, что авторы исходят из того, что нельзя "развивать речь вообще", а следует сосредоточиться в каждом классе на определенных разновидностях устной и письменной речи. Они считают, что в 6 классе по теме «Развитие речи» необходимо знать:

1. Понятие текста и его структуры;
2. Понятие стиля,виды стилей и их особенности;
3. Способы и средства связи предложений в тексте;
4. Определение абзаца и знание его функций;
5. Понятие стилистической окраски слова и его текстообразующей функции;
6. Определение диалога и монолога;
7. Способы передачи чужой речи;
8. Определение прямой и косвенной речи;
9. Особенностистроения делового повествования.

Уметь
1. Владеть продуктивными навыками различных видов устной и письменной речи
а) устной научно-учебной речи:
  • Определять научный стиль речи;
  • Читать тексты изучающим чтением,владеть отдельными приемами ознакомительного чтения;
  • Выделять в тексте ключевые слова;
  • Ставить вопросы к тексту;
  • Составлять план текста;
  • Составлять устный развернутый ответ и пересказ текста;
  • Делать сообщение на лингвистическую тему.
б) письменной научно-учебной речи:
  • Писать изложение научно-учебного текста;
  • Писать сочинение-повествевание на лингвистическую тему;
в) устной разговорной речи:

  • Отвечать на вопросы учебника
  • Вести диалог;
  • Владеть этикетными средствами языка;
  • Описывать речевую ситуацию на основе текста, рисунка;
  • Определять свои коммуникативные удачи (неудачи);
  • Формировать явно (вслух), неявно (про себя) коммуникативное намерение;
  • Ориентироваться в ситуации общения, учитывая адресат;
  • Анализировать, оценивать;
  • Аргументировать свой ответ;
в) письменной разговорной речи с элементами художественной:

  • создавать собственные тексты;
  • Редактировать текст;
  • Пересказывать текст
г) устной художественной речи:
  • определять художественный стиль речи;
  • различать широкие и узкие темы;
  • читать тексты изучающим чтением;
  • Выполнять задания к свободным диктантам, к изложениям;
  • пересказывать текст;
  • составлять устный рассказ по опорным словам и словосочетаниям.
д) письменной художественной речи:

  • писать свободные диктанты;
  • Писать подробное обучающее изложение;
  • Писать сочинение- описание разных жанров;
  • писать аннотацию и отзыв;
  • находить и устранять повторы - недочеты;
  • использовать в письменной речи особенности частей речи, синтаксических конструкций.
2. Развивать виды речевой деятельности:

  • Работать с заданиями к тексту;
  • Переходить с одного вида чтения на другой.
3. Развивать грамматический строй речи:

  • Уметь ставить слова в нужную форму;
  • Уметь конструировать словосочетания и предложения;
4. Обогащать словарный запас:
  • Наблюдать за лексическим значением слов;
  • Использовать в речи слова с новым лексическим значением;
  • Говорить и читать с соблюдением норм произношения.
Цель развития коммуникативной компетенции: получение количественной и качественной

информации о сформированности данной компетенции обучающихся.


Основными задачами формирования коммуникативной компетенции являются: формирование функциональной грамотности учащихся, формирование продуктивных навыков и умений в различных видах устной и письменной речи, формирование у учащихся «общелингвистической компетентности», что необходимо для успешного овладения другими предметами.

Главным принципом формирования коммуникативной компетенции является личностная адресованность образования. Поэтому тема «Развитие речи» реализуется в первую очередь в возможности ввести учащихся в содержание данной темы различными путями в зависимости от личностно-психологических и физиологических особенностей шестиклассников.


Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы.

Исследовательский подход к темам литературных произведений помогает рассматривать жизнь литературного героя как учебное исследование. А дискуссия по результатам сочинений дает возможность высказать свою точку зрения, послушать других, поспорить.


Ученые считают, если в 10-13 лет наступает пик интереса ребенка к окружающему миру. И если интерес ребенка не будет удовлетворен, то он угаснет. Помогают поддерживать этот интерес и традиционные читательские конференции, где учащиеся знакомят одноклассников с самыми интересными прочитанными книгами, отзыв о которых записывают в читательских дневниках. На уроках риторикиучащимся очень нравятся ролевые игры, где они учатся культуре общения.

Формирование коммуникативной компетенции предполагает процессуально-результативный подход, т. к. об эффективности работы можно судить только по результату.

По результатамдиагностики были подобраны соответствующие методики, которые помогли формированию ключевых компетенций, где коммуникативная является основной. Для объективной оценки сформированности данной компетенции использовали самодиагностики учащихся, результаты анкетирования, результаты наблюдений и экспертного заключения педагогов, работающих в данном классе. Так как ценности не диагностируются, то результаты экспертного заключения ценностно-ориентационной составляющей необходимо постоянно корректируют в дальнейшей работе. Сформированность коммуникативной компетенции в процессе обучения предметам вооружает учащихся языковым инструментарием, который поможет школьнику быть успешным и реализовать себя в любой творческой деятельности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий